Или Что делать, если у ребенка низкая самооценка, и он не уверен в себе.

Часто такие дети начинают сопротивляться всему, что может опять вызвать у них тревогу и заставить их почувствовать себя неудачниками, «лузерами». И порой своим упрямством доводят родителей до бешенства. Поэтому предлагаю прием, который получил название «Сократовский диалог», когда ребенка разными способами и наводящими вопросами заставляют пересмотреть свое убеждение о себе самом и том, на что он способен. И в итоге подводят его к мысли, что можно попробовать действовать иначе, и посмотреть, что случится. Детям нравится эта техника своим «ага-переживанием» типа «О! А что так можно было?», взрослым тоже: мозг получает удовольствие от ведения тонкой игры.

✨Итак, разберем, в чем суть техники на примере, когда ребенок упрямо настаивает «не хочу учиться!» и всячески подкрепляет этот протест своим поведением.

Родитель – Надо учиться!

Ребенок – Не хочу!

Родитель – А что будет, если ты будешь учиться? Что будет думать о тебе учительница? Что будут думать о тебе ребята? А мы с папой? А что ты сам будешь думать о себе?

Ребенок – отвечает что-то позитивное или пока сопротивляется - Не знаю. (здесь важно помочь ребенку сформулировать ответ наводящими вопросами, если он продолжает бубнить «не знаю», например,

- Учительница, да и ребята, наверно будут думать о тебе, что ты молодец, умный парень, умеешь работать, как настоящий мужчина, согласен?

Родитель (если предыдущий ответ положительный) - А это приятно будет?

Ребенок – Наверно.

Родитель – А что ты сможешь делать, если будешь учиться? Что хорошего произойдет?

Ребенок – отвечает что-то, а вы ему помогаете придумать варианты.

Родитель - А Супермэн (или любимый герой ребенка) учился, как ты думаешь? А почему ты так решил? (опять помогаем ребенку придумать варианты с помощью наводящих вопросов типа,

- Мне кажется, он учился техникам нападения и самозащиты, и еще учился быстрой реакции, чтобы успеть опередить противника, как ты думаешь?

Ребенок – Наверно.

Родитель – А учиться сложно?

Ребенок – Да!

Родитель – А ты что-то сложное делал в жизни? Умеешь делать сложное что-то?

Ребенок – приводит пример, или вы опять помогаете,

- Думаю, что есть ножом и вилкой (или играть в его любимую компьютерную игру) – это вполне себе сложное дело, как думаешь, надо то и это уметь (перечисляете действия исходя из вашего примера)

Ребенок – Ну, да.

Родитель – Значит, ты умеешь делать сложные вещи?

Ребенок – Получается, что да.

Родитель – Тогда может, попробуешь, еще одну сложную вещь? Решить вот этот пример? (Или сделать упражнение, или выучить стихотворение, любое заданное ему на дом)

Ребенок – Ну, не знаю.

Родитель – Давай ты попробуешь сделать часть твоего задания, и посмотрим, что будет? (предлагаем ребенку эксперимент и интригуем немного)

Ребенок – А что будет?

Родитель – Давай посмотрим! (Улыбаетесь широко-широко)

Когда сделал, обязательно хвалим, говорим приятное, можно предложить что-то вкусненькое, но в пределах нормы и не с помпой, а в таком бытовом режиме – Ну, что, может, по мороженному? И обязательно следующую концовку:

Родитель – А как тебе сейчас, когда ты справился с частью задания? Ты рад за себя? Можно сказать, что ты вполне себе умеешь быть сильным? И что у тебя получаются сложные вещи? Чтобы тебе Супергерой сказал сейчас? Приятно это? Может, еще часть попробуешь сделать после отдыха?

☝️Так вы создаете у ребенка новый опыт и начинаете заменять этим «опытом победителя» старые привычные поведенческие стратегии ребенка. Заодно формируете и подкрепляете у него новый навык - веру в себя или умение опираться на себя, а также умение «собраться и приложить усилие». Этот навык встраивается в представление ребенка о себе, и он начинает соответствовать этому образу себя «как справляющегося с трудностями» в дальнейшем. Поэтому очень важно каждый день подкреплять и поощрять усилия ребенка, пусть даже в маленьком незначительном действии, напоминая ему о его удачном новом умении. Хвалим, гордимся и всячески показываем свое одобрение «А вот смотри-ка, ты сегодня и с этим справился! Наверное, это потому, что у тебя теперь есть новый навык – ты научился справляться! Здорово!» Тогда ребенок пойдет за этим «сахарком» вашего и своего собственного одобрения, в хорошем смысле, радуясь, что он теперь вот такой весь расчудесный!

✨В этой статье мы с вами рассматривали технику «Сократовского диалога» по схеме прогнозирования хорошего и плохого будущего, то есть рассматривали последствия для ребенка его поведения в случае А (плохой вариант) и в случае B (хороший вариант).

ПОДПИСАТЬСЯ НА УРОКИ:
Зарегистрируйтесь на сайте и получите полный доступ к видео урокам и возможность получать рассылку
Зарегистрироваться
У Вас есть вопросы? Напишите мне:
ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ