Ребёнок очень медленно делает уроки. Почему?


Проблема огромного числа родителей – ребенок очень медленно делает уроки, в режиме all day long, так сказать «и дольше века длится день». Веселья, на самом деле, мало, поскольку такой процесс подготовки уроков приводит к изнеможению и истощению психики обеих сторон – и детей и взрослых. Казалось бы, вы перепробовали все. И объяснения «по-хорошему», и запугивания аля «не получишь телефон, пока не сделаешь», еще какие-нибудь угрозы, оскорбления и пр. Но, увы – все без толку! Почему?

Единственное родительское объяснение – он ленится, не хочет себя заставлять и все! То есть, по мнению родителя, получается, что он для ребёнка – ничто, ноль и плевать мне на ваше взрослое «надо, ты должен» и т.д. Кроме того это означает, что ребенок ваш, простите, - идиот. Зная, что опять будет скандал, ругань, обиды, испорченное настроение, может быть, даже слезы, все это понимая, он все равно, просто не хочет, и все! Не желает!

Ну, вот, скажем, если, дрессируя щенка, вы шлепнете его и накричите, и точно не дадите сахарку, то через какое-то время щенок усвоит таки, что существует связь между его неправильным поведением и вашей негативной реакцией. И через какое-то время такое поведение у щенка прекратится. А вот у ребёнка – нет, он никак не может усвоить принцип негативного подкрепления (скандалы, ужасы родительского недовольства). Ну, абсурд, правда? Человек – он же, венец творения, наш мозг посерьезнее, чем даже у обезьяны, не то, что у щенка!

Дело в том, что ребёнок все понимает и, поверьте, сам бы хотел изменить свое поведение, но есть такие дети, которые действительно не могут, а не не хотят, делать уроки быстро и самостоятельно! Им, в силу незрелости определенных структур головного мозга, отвечающих за концентрацию внимания и самоконтроль, действительно крайне сложно сосредоточиться. Им действительно трудно удерживать внимание дольше определенного временного промежутка.

В школе их вниманием управляет учитель. Он дает задание, обратите внимание,  не на весь урок в 45 минут, а на 5, максимум – 15 минут, самостоятельной работы. Потом идет смена деятельности – проверка выполненного или кто-то выходит к доске. В этот момент внимание переключается и, за счет этого переключения на другую деятельность, другую активность, внимание опять возрастает в силу возбуждения от новизны иного задания. Так проходит урок в постоянной смене заданий, а потом перемена – разрядка, отдых. Таким образом, ребёнок при помощи внешнего контроля способен с определенной долей успеха что-то в школе изучить.

Но дома – другая картина. Дома ты должен сам, без внешней посторонней помощи, сам собой «рулить». Сам себе давать задания, выполнять, потом сам себе ставить другую задачу, опять выполнять и так далее. И здесь у многих детей не по их вине, не в силу их злого умысла, а еще раз не устаю повторять – в силу их возрастных особенностей и возрастного недоразвития этих самых злополучных структур мозга, которые самые долгие в своем развитии и которые окончательно созревают у человека только (вдумайтесь!) к 20-23 годам, наступает кошмар. Такие дети не не хотят, они просто не могут выполнять этот вышеупомянутый стратегический план действий самостоятельно. У них просто не получается и все!

Если ребёнок делает уроки очень медленно, в этом им надо, можно и нужно помочь! Просто помочь их мозгу потренироваться и научиться концентрировать и удерживать внимание, не отвлекаться, удерживать себя от соблазнов и тормозить свои импульсивные действия – смотреть в телефон во время домашнего задания, бегать по сто раз на кухню «попить», «за яблочком» и т.д. Просто нужно знать, как это правильно делается, и проблема бесконечных уроков будет решена.

Еще один важный момент. Конечно, любому родителю со всей очевидностью ясно и понятно, зачем нужно учиться и делать уроки. То есть, для взрослого все предельно очевидно в долгосрочной перспективе: делаешь уроки – хорошо учишься – хороший вуз – хорошая работа – уважение людей, деньги, счастье, ура! А есть ли такая цепочка и может ли она вообще в принципе быть у ребенка? Да сколько ее в него не встраивай – не удерживается она там, поскольку, опять же, ну, как в компьютерной игре, опция или локация «мое будущее через 10 лет» у ребёнка в мозгу пока закрыта. Он пока не все уровни прошел, вот и всеsmile. Как у трехлетки опции самому себя вымыть мочалкой пока нет, так и здесь. Нам каждый раз кажется, что «он ведь уже такой взрослый, должен понимать».

Поэтому такой взрослой внутренней мотивации к учебе у ребёнка нет. Значит, нужно придумать внешнюю (в школе это учитель с двойками и строгим голосом). И еще можно попробовать какую-нибудь близлежащую по времени внутреннюю. Как это сделать?

Об этом рассказываю в моем видео-уроке или, как всегда, можете записаться на индивидуальную консультацию. Если ребёнок очень медленно делает уроки – помогите ему, а не ждите, когда проблема выльется в полностью испорченные отношения с ребёнком.

ПОДПИСАТЬСЯ НА УРОКИ:
Зарегистрируйтесь на сайте и получите полный доступ к видео урокам и возможность получать рассылку
Зарегистрироваться
У Вас есть вопросы? Напишите мне:
ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ