Идея в чем? Стеснительному ребенку надо
помогать справляться с этой противоположной, весьма отравляющей ему жизнь,
тенденцией запрещать себе хотеть обратить на себя внимание окружающих. Вот этими
своими непродуктивными страхами и
фантазиями насчет того, что другим людям он не нужен, вообще не интересен, и
надо вести себя прилично, не выпячиваться и пр."ерунду", которую он «подхватил» у особо воспитанных родителей. Никого не осуждаю – просто, как всегда, хотели как лучше, но получилось немного
с перебором
.
Итак, что вы можете сделать, чтобы помочь стеснительному ребенку чувствовать себя лучше и комфортнее с людьми, чтобы снизить его социальную тревогу.
Правила помощи стеснительному ребенку:
1) Такому ребенку нужно больше времени для «разогрева». Его тревога связана с тем, что его мозг в силу своего устройства и приобретенной специфики анализирует большее количество параметров – кто как действует, кто какой из себя, от кого чего ждать, чтобы не попасть впросак и т.д. Не заставляйте его сразу быстро идти на контакт. Дайте ему время освоиться в незнакомой обстановке. И потом уже можно подбодрить его подойти или обратиться к одному из детей, попробовать заговорить или поиграть.
2) Ни в коем случае не ругайте и не стыдите такого ребенка за его особенность. Не высмеивайте его и не сравнивайте с другими – Смотри, как Алеша играет со всеми, какой он веселый! – Тем самым еще больше заставите его тревожиться и волноваться насчет себя, еще больше вгоните его в стыд и он совсем «замрет».
3) Учите поддерживать приемлемый контакт глазами, улыбаться другим детям. Например – Ой, интересно, а какого цвета глаза у твоей соседки по парте? Ты знаешь?
4) Поддерживайте ребенка, но не делайте за него, не говорите за него, не спасайте. Просто находитесь рядом, пока он не привыкнет и ему не станет комфортно. Иначе, не будет вырабатываться собственная модель выхода из подобной сложной для него ситуации, не будет оттачиваться адаптационный механизм.
5) Если предстоит какой-то детский праздник – заранее подготовьте ребенка к этому мероприятию. Поговорите с ним о том, сколько там будет детей, кто именно, расскажите ему, чем они там будут заниматься, кто их будет развлекать. Приведите ребенка заранее, чтобы там не было уже толпы детей – пусть освоится. Поговорите о чувствах или состоянии ребенка – Ты боишься, да? Знаю, тебе всегда нелегко вначале, тревожишься… Но помнишь, как в прошлый раз было? Через 5 минут уже легче, привыкаешь и уже не так страшно. – Это даст ребенку контакт с собой и опору.
6) Самый «волшебный» и дико эффективный метод борьбы со смущением, стеснением и всякими страхами перед другими людьми! Попробуйте предложить ребенку сместить фокус внимания с себя на других. Если ребенок очень стеснительный – он страшно боится оценки других людей, волнуется, как на него посмотрят, что про него подумают, как он будет выглядеть и пр. Им кажется, что они могут не оправдать ожидания других, в них разочаруются, над ними будут смеяться. Они не могут долго быть в центре внимания, им опять страшно, что не выдержат напряжения. Они целиком внутри себя и своих фантазий о других людях. Поэтому – надо учить таких детей просто интересоваться другими в этот момент. – Так, а давай посмотрим на эту девочку? Во что она играет? А тебе нравится, как она говорит? А во что она одета? А на кого она похожа? (всегда весело сравнить людей с животными) А как ты думаешь, что она любит? Что ей может быть интересно? - Так вы поможете ребенку освободиться от своих навязчивых мыслей о себе (а все ли со мной в порядке?). Вместо тревоги возникает интерес, интерес к другому. И ребенку становится легче, смущение ослабевает, вместо напряжения от контакта возникнет содержание, интерес, удовольствие.