Ребенка травят в школе. Что делать?

Обычно в группу риска попадают дети, отличающиеся чем-либо от остальных. Это может быть тихий, слабый, безответный ребенок, или полный, крупный, или рыженький… Но, главное, что подвергает ребенка опасности стать жертвой травли – другие дети понимают, что у этого ребенка можно вызвать бурную эмоциональную реакцию. Реакцию гнева, плача, истерики. И дети моментально подсаживаются на этот с их точки зрения «цирк» и будут добиваться этого снова и снова. А тот, кто травит, при этом как бы демонстрирует окружающим – вот, у кого проблемы, кто «не в себе», а я – герой, со мной все – ок. Поэтому, обнаружив, что вашего ребенка травят, прежде всего, убедите ребенка не реагировать слишком ярко, слишком эмоционально. Вместо этого просто потренируйте с ним возможные варианты ответной реакции. Если затрудняетесь выработать правильный ответный ход сами, рекомендую обратиться к профессионалу.

В целях профилактики как не сделаться жертвой травли?

Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь им, будьте с ребенком в хорошем, поддерживающем его контакте. Осознавая, что агрессия есть и будет всегда, подготовьте ребенка заранее к возможным выходкам или опасным проявлениям со стороны других детей. У детей вокруг могут быть свои причины так себя вести – жесткий авторитарный стиль воспитания у родителей или, наоборот, предоставленность самому себе, «никому ненужность», а вот ваш ребенок может просто попасться им под руку. И лучше,  чтобы он был к этому подготовлен. Поэтому, если Вы знаете, что ваш ребенок не очень активен, не является очевидным лидером, или он отличается некоторой замкнутостью, или медлительностью, или еще как-то или чем-то отличается от других детей, побеседуйте с ним заранее. Можно поспрашивать, как дела в школе, что вы делаете на переменах, нет ли детей, которых все боятся. И потом уже – А вот, например, если кто-то начнет про тебя всякие гадости говорить, смеяться над тобой или вдруг исподтишка ударит тебя – ты что будешь делать? Проверьте, если ли у ребенка модель поведения в таких случаях. Если нет – научите его, отрепетируйте, как стоит себя вести в таких ситуациях, как отвечать обидчику, чтобы роль жертвы не прилипла к вашему ребенку. Объясните, что лучше не плакать и не демонстрировать, что тебя слишком сильно задели. Напротив, надо постараться взять себя в руки, посмотреть прямо в глаза обидчику и твердым голосом сказать что-то типа «Перестань!» или «Прекрати!» или «Ты меня не волнуешь, отстань!» Надо объяснить ребенку, что он должен проявить максимум самообладания, не убегать из ситуации и  «не взрываться», и тогда окружающие не смогут вызвать ту реакцию, на которую они рассчитывают. Им станет не интересно, и они отстанут.

Если травля все-таки есть? Как вести себя родителям?

- Не реагируйте слишком бурно сами, не пугайте ребенка, если он пожаловался, что у него есть проблемы в школе, его «троллят», над ним издеваются и пр. Несмотря на то, что вы, может быть, реально испуганы или рассержены этим сообщением, возьмите себя в руки, и пообещайте ребенку со всем этим разобраться, исправить, найти решение.

- Если у вас есть подозрение насчет травли, но ребенок напрямую не говорит об этом, ему трудно признаться, сядьте рядом и расскажите какую-нибудь подобную историю из вашей жизни или из опыта ваших друзей, знакомых. Это создаст атмосферу доверия и снизит напряженность в ребенке. И дальше можете уже подробно расспросить его о случившемся. Когда ребенок закончит, обязательно поддержите его – Я очень тебе сочувствую, очень! И, спасибо, что рассказал об этом. А теперь, давай вместе подумаем, что можно с этим сделать?

- Начинайте перебирать с ребенком возможные варианты – как поступить, что сказать обидчикам, что сделать, чего не делать, что предпринять. Обязательно спросите у ребенка, стоит ли вам разговаривать с учителем или с родителями детей, которые участвуют в травле. Это должен быть выбор ребенка, иначе можете еще больше усугубить ситуацию.

Однако  если ребенка травят в школе – ответственность за психическое состояние ребенка лежит на вас. Есть ситуации, когда ребенку следует поменять школу и все начать с нуля. Но прежде всего, ему нужно объяснить или показать, что он провоцирует  в окружающих своим поведением, почему его не делают «своим», почему он вызывает смех, раздражение или другие негативные реакции у других детей. Ребенку нужно помочь скорректировать свое поведение, но он должен знать, как. Не затягивайте с помощью – обращайтесь к специалистам, если чувствуете, что не справляетесь сами.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА УРОКИ:
Зарегистрируйтесь на сайте и получите полный доступ к видео урокам и возможность получать рассылку
Зарегистрироваться
У Вас есть вопросы? Напишите мне:
ЗАДАТЬ ВОПРОС АВТОРУ