При этом в подобных конфликтных ситуациях всегда присутствует определенный уровень гнева или агрессии – ребенок может злиться, сопротивляться, закатывать истерику. И это именно то место, откуда начинают возникать страхи. Дело в том, что наличие страхов – показатель того, что ребенок начинает испытывать тревогу и страх того, что его накажут или не будут любить. Накажут за то, что он плохо поступил, что-то сделал неправильно, что им недовольны, он – плохой. - Я мог злиться на кого-то или обидел кого-то, и за такое меня должны обязательно наказать – примерно такова примитивная детская логика. Именно в этом месте начинают возникать фантазии о всяких чудищах и монстрах, призванных совершить акт возмездия! Это совершенно очевидный «зачаток» совести или начало работы лобных долей ребенка, часть функций которых отвечает за социальные взаимодействия, мораль, нормы и правила нахождения в обществе. Зачастую, отыгрывание сцен возмездия происходит во снах. Фантазии наполняют ребенка, и он видит страшные сны, где страх получения наказания за свое плохое поведение трансформируется в страшный сон с ужасами и чудовищами.
Как избавить ребенка от страхов или помочь ему их преодолеть?
4 правила:
1) Будьте в курсе и разделяйте интересы ребенка, интересуйтесь его увлечениями, игрушками, тем, что ему нравится, что он любит, от чего он в восторге, в том числе, относительно его любимых мультиков, героев, персонажей. Почаще выключайте телефон, будьте на связи с ребенком. Играйте с ребенком. Игра – это его язык ребенка до 6-ти лет. Ребенок счастлив в игре. Если в его жизни больше радости, кайфа, поддержки и любви – меньше места для страхов, дискомфорта, тревоги, дисбаланса.
2) При общении с ребенком используйте юмор, смех, шутки, свою эмоциональность и драйв. Радость и смех – мощнейший фактор, объединяющий родителя и ребенка, поскольку – это удовольствие и счастье. Что на физиологическом уровне подкрепляется выбросом эндорфинов. Чем лучше ваш контакт с ребенком, тем лучше и увереннее ему живется, тем меньше повода для возникновения тревожности и страха.
3) Не игнорируйте страхи ребенка. Отнеситесь к ним с сочувствием и пониманием. – Я знаю, что ты действительно боишься, но давай вместе заглянем под кровать? А спорим, что там никого нет? Что получит тот, кто выиграет спор, а? Ну, давай, пошли вместе! - Внимательное и серьезное отношение к страхам ребенка дает ему почувствовать, что о нем заботятся, любят, хотят ему помочь. И рано или поздно это приведет его к мысли, что если о нем так заботятся и поддерживают, то нет причин его так-то уж сильно наказывать. И ребенок начнет успокаиваться.
4) Играть в того, кого ребенок боится. Быть
эти монстром, чудовищем, изображать дракона или маньяка. Как вариант - поиграть
в догонялки с ребенком в этом образе, попытаться его догнать. А потом
воскликнуть – О, боже! Я никогда не смогут поймать тебя! Ты такой быстрый,
такой ловкий, о горе мне, дракону! Тебе всегда удается убежать от меня, о, я
несчастный дракон! – Эти примером показать, что дракон или чудовище – нечто,
что может вызвать смех, у кого тоже может что-то не получаться, кого можно
провести, перехитрить. Если ребенок сможет смеяться над тем, что его пугает,
страх постепенно исчезнет.
По опыту своих клиентов знаю, что страхи у детей дошкольного возраста могут быть достаточно изматывающим испытанием для всей семьи. Главное – не игнорировать их, а пытаться помочь ребенку, не оставляя его один на один с его «ужастиками».