В 1965 году американская учительница Барбара Шил провела эксперимент со своими учениками и пришла к очень интересным выводам относительно того, что необходимо для «взращивания» внутренней учебной мотивации ребенка:
1) Взрослый должен хорошо понимать, что он делает, как и зачем он стимулирует ребенка, чего добивается в результате. Если у вас с этим не очень, рекомендую обратиться к детскому коучу – вам быстро и эффективно помогут, будете точно понимать, как действовать.
2) Автономность или свобода самому определять свои задачи и выполнять свой собственный план. Купите ребенку флипчарт, придумайте вместе с ним план, пусть он видит его перед глазами на доске, отмечает мелками или маркером свои успехи, видит, куда надо продвигаться. Дети, да и взрослые, обожают эти «яркие» внешние подкрепления, свои «плюсики»
3) Умеренная новизна и ощущение своей компетентности – новое задание должно быть понятно, но включать новый «шажок» в освоении материала. Тем самым, ребенок подкрепляется своим успехом (каждый способен к поэтапному, постепенному изучению информации) и предвосхищением нового «посмотрим, что дальше, справлюсь ли я?!» Если ребенок все время сталкивается с заданиями, которые ему не под силу, то, получив более легкую задачу через какое-то время, он и ее решить не может. Это феномен «выученной беспомощности». То есть уровень сложности задач следует повышать очень постепенно, иначе ребенок:
- перестает пытаться что-то делать;
- перестает понимать, что он может делать;
- общее подавленное, апатичное состояние мешает что-либо делать вообще.
4) «Тусовка» вокруг его занятий. Ребенок гораздо лучше осваивает материал, если он может разделить свои трудности, загвоздки, «не получается» с кем-то, кто не «надзиратель», а «добрый понимающий товарищ». Хорошо, если у детей есть «группа одноклассников», в которой они могут обсуждать задания, узнавать «домашку», помогать друг другу. Если нет – эту роль вполне может взять на себя родитель. Только следите за посланиями ребенку. Они могут привести к неправильному результату!
Фразы и установки родителей для усиления учебной мотивации ребенка?
1) Сместить акцент с оценок, проверок, контрольных. 90% детей находится под диким давлением общества и родителей, ожидающих и требующих от них лучших баллов. С первого класса прекращайте пугать их вопросами типа «Ну что, как контрольная? Что ты сегодня получил?» Вместо этого: «Как прошел сегодня день? Есть что-то, что было не понятно? Нужно, чтоб мы разобрали это вместе, а? Может помочь тебе, объяснить что-то?». Просто интересуйтесь делами ребенка, его чувствами, переживаниями. Тогда вы снимите тревогу с его учебной деятельности, и он будет понимать, что учиться, ошибаясь, - это нормально, и что вы – на его стороне и готовы помочь.
2) Дети, которым транслируют «Отлично! Ты супер! Как всегда, молодец!» парадоксально, но бояться двигаться вперед, бояться рисковать, ставить высокие планки, пасуют при трудностях. Они бояться разочаровать и разочароваться в самих себе. А вот дети, родители которых просто включены в их учебный процесс, интересуются их стараниями фразами типа: «Ого, ты делаешь успехи по химии! Ты действительно трудишься, вижу!» или « Ты, правда, потрудился над экзаменом!» или «Как у тебя получилось? Как тебе удалось? Ты, правда, старался, я признаю!», получают подтверждение, что обучение – это просто процесс, есть успехи, есть трудности, но надо идти дальше, вперед. Таким детям нравятся новые вызовы, новые достижения, они не бояться трудных мест, им интересно справиться и главное, они умеют заставить себя делать усилия, они усидчивы! В отсутствии страха, такие дети максимально развивают свой потенциал.
3) В норме, ошибки способствуют желанию их исправить. Но если они сопровождаются чувствами стыда, страха, неадекватности, дети будут пытаться избегать сложностей, а не пытаться их преодолеть. Дети могут придумать себе защиту – лень. Быть «ленивым» гораздо легче и приятнее, чем «глупым». Быть ленивым расшифровывается как «я вообще-то могу, мог бы, но мне просто лень!» - это избегание опасности провалиться, страх обнаружить, что на самом деле, я не могу, не понимаю, «не тяну». Мягкий способ обратить внимание ребенка на необходимость напрячься и взять себя в руки: «А что ты сам думаешь об этом? Как – справился?», «Сам что скажешь? Задание трудновато?», «Что думаешь по поводу контрольной?»
Звучит странно, но я люблю работать с «ленивыми» детьми. Поиск разгадки их лени – настоящий детектив. Как мотивировать ребенка к учебе? Советы психолога помогут перевести Вашего ребенка в режим «подождите, дайте-ка я попробую!»