1)
Общий принцип:
усилием воли каждый раз в самые жесткие моменты напоминаем себе, что вы – это
крутая осознанная мама или хитроумный кукловод! И что нам тогда этот наивный Буратинка
в нашем проверенном годами социальном театре?! Как известно, «на дурака не
нужен нож…», ага, ему надо «немного подпеть».
2)
Главный маневр:
дайте вы ему этого его «я», сколько сможет проглотить. Или «бросайте мяч в его
корзину»! Все, что не запрещено и не травмоопасно, пусть пытается делать сам.
Чуть больше потратите на это времени в отдельно взятый день, однако сам кризис
может прекратиться на несколько недель, а то и месяцев раньше. Хочет помочь
посуду вымыть – вперед, с вашей помощью, но пусть делает. Готовить салат,
накрывать на стол, наряжать елку, помогать в супермаркете – пожалуйста, ради бога.
Важно: каждый раз эмоционально, на
подъеме его в этом поддерживать и подкреплять его «успехи» в стиле: «Ого ты это
сам сделал! Вот это да! Класс!»
или «Смотри, да ты сам надел
шапку! У тебя отлично получилось! Ну, ты даешь!» Идея - закидать ребенка этим его вожделенным «я сам» так, чтоб ему на всю жизнь хватило. Играем
бурное, яркое восхищение. Вероятнее всего, тогда ему все меньше будет хотеться
утверждать свое «я» в самых спорных для этого местах: на улице, в магазине, в
метро...
Маленький бонус – стимулируется его самостоятельность: понемногу приглашаете его осваивать новые действия (одеваться, кушать, шнурки завязывать). Главное – хвалить здесь даже за самые маленькие шажочки на этом пути.
3) «Включи обезьянку»: все дети – обезьянки, в хорошем смысле:) Развитие всех навыков идет через подражание взрослым. Поэтому, если надо добиться от ребенка какого-то действия, надо успеть до визга или вопля «нет, не хочу, не буду!», ввести игровой момент. «А давай сегодня в папу играть?! Как папа сутра встает? Ага, идет зубы чистить» или «Давай, как будто ты – принцесса Рапунцель и готовишься к свадьбе? Ага, надо причесать волосы, обязательно!» В «образе» ребенок готов на все, чисто гипнотический эффект – сделает то, чего раньше и не пытался!
Дальше идут приемы, не только «обдуряющие" нашего Буратинку, но удерживающие мозг матери в хорошей интеллектуальной форме на время декретного выпада из жизни. Мозг – дико ленивая штука, не тренируешь и привет Альцгеймер.
4) «Отвлекающий маневр»: например, на улице не хочет идти в нужную вам сторону, а вы ему интригующе «а, пойдем-ка, посмотрим, кто это там за тем деревом прячется? Может, там гномик?» Идете с вашим малышом по нужному маршруту, обходите дерево и, прячась, играете роль гномика «привет, я гном такой-то, а ты кто?» или достаете конфетку «ой, смотри, это гномик тут для тебя оставил». Креативность может привнести новый дополнительный кайф в ваши отношения, дети обожают ролевые игры и точно будут очарованы вами.
Бонус: возросший авторитет (а это важная вещь для послушания) и фитнес для мозга.
5) «Выбор альтернатив» - укажу для порядка на случай, если у вас не работает интернет:). Предложите ребенку выбор из двух вариантов относительно Вашей задачи на данный момент. Например, время обедать. «Петенька, ты посмотришь за обедом мультик или тебе почитать?». Задача одеться: «Что сначала оденешь – шапку или штаны?» Идея: ребенок не чувствует давления над ним «чужой воли». У него впечатление, что вот он сам принимает решение, «рулит» ситуацией, он «я сам» и весь главный.
6) «Превращение запрета в позитивное утверждение». Вместо:
«не беги на дорогу» - «давай бегать по тротуару, покажи!»
«не лезь в грязь (лужу) – «идем вот здесь: дорожка скучает, пойдем, скажем, ей «привет, дорожка!»
«не трогай телефон» - «похоже, телефон проголодался, давай его на зарядку поставим»
«не разговаривай с набитым ртом» – скажи, когда прожуешь, пожалуйста»
Идея: «не делай» - запрет, поэтому
сразу вызывает сопротивление. А просьба или доброжелательное предложение –
считывается, как уважение к его (ребенка) мнению или выбору. То есть, просто не
нарываемся лишний раз
7) «Адекватная альтернатива». Смотрим, чем ребенок увлечен в данный момент, и предлагаем заменить ненужное нам действие на приемлемый для нас вариант, с той же формой активности.
«Не прыгай на кровати» - «давай ты попрыгаешь по кочкам через болото» (в роли «кочек» - подушки, коврики, листы цветного картона)
«не рисуй на обоях» - «а, давай рисовать ковер-самолет?» (берете большой кусок ватмана и вперед!
Идея: сохранить важность и актуальный интерес ребенка к какому-то виду деятельности и опять его в позитивное русло.
Вот
такие методы «борьбы» или правила того, как справиться сребенком 3 лет И помните, что на этом этапе гипер важно дать ребенку почувствовать уважение к
его только что родившейся, хрупкой и болезненно уязвимой личности, потребностям, чувствам, воле, а не
демонстрировать над ним свою безграничную власть во имя своего комфорта!